Фактически ТОСЭР — это изъятие у региональной и муниципальной власти ресурсов на федеральный уровень


Закон о территориях опережающего социально-экономического развития в РФ вступит в силу в апреле 2015 г.

В декабре 2014 года был подписан ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», вступающий в силу в апреле 2015 года, а также ФЗ N-519 о внесении изменений в некоторые нормативные акты в связи с принятием данного закона.

В п.3 ст.2 ФЗ устанавливается, что «территория опережающего социально-экономического развития — часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения».

На ТОСЭР вводят особые условия  регулирования в области: владения и пользования инфраструктуры, предпринимательской «и иной деятельности», рыболовства и аквакультуры, государственного и муниципального надзора, таможенных вопросов, градостроительной деятельности, экологической экспертизы, резервирования и изъятия земель, трудовых правоотношений, медицинского обеспечения, образовательной деятельности.

Ведение системы ТОЭСР повлекло внесение изменений в 22 федеральных закона, в том числе Гражданский кодекс, о местном самоуправлении, об общих принципах организации региональных органов власти и т.д. Закон предусматривает пониженные взносы в Пенсионный фонд и Фонд медицинского страхования, особенности лицензирования образовательной деятельности, изменение правил госзакупок.

ТОЭСР создается всего лишь постановлением правительства РФ по представлению «уполномоченного органа» на семьдесят лет, на территории одного субъекта РФ, но с возможностью включения нескольких муниципальных образований. В законе упоминается Дальний Восток, но также отдельно предусматривается возможность создания ТОЭСР на территории монопрофильных муниципальных образований.

Для управления ТОЭСР создается управляющая компания в форме ОАО со стопроцентно государственным капиталом. Предусмотрен и «наблюдательный совет», в который входят региональные и местные органы власти. Но судя по тому, что компетенцию наблюдательного совета закон не прописал, а отослал к «положению», совет не будет иметь больших полномочий.

Зато «управляющая компания» имеет колоссальные полномочия: застройщик территории, обеспечение функционирования инфраструктуры, оказание услуг, необходимых для деятельности резидентов, в том числе бухгалтерских, юридических, таможенных и услуг многофункциональных центров (оплата ЖКХ, подготовка документов и т.п.), а также технического подключения к сетям общего пользования и другие полномочия.  

Но помимо «управляющей компании», у которой может быть даже дочернее предприятие, закон предусматривает полномочия особого «уполномоченного органа»: выдачу разрешения на строительство, согласование схемы территориального развития субъекта РФ, контроль за правильностью начисления и уплаты налогов резидентами ТОЭСР, предоставление федеральных земель, изъятие земель для нужд ТОЭСР, «иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия».

Фактически речь идет об изъятии у региональной и муниципальной власти ресурсов на федеральный уровень. Но очевидно, что система ТОЭСР носит не либеральный характер: монополизм, объединение в одних руках функции регулятора и участника отношений в области строительства, разрыв связи федерального чиновника, управляющего и граждан, проживающих на территориях ТОЭСР. Экспертов удивляет не совсем публичный характер подготовки законопроекта.