Могут ли черкесы одновременно быть наследниками Майкопской и Хаттской культуры?

Статья «Арии или черкесы: По росписи на дольмене в долине Фарса в Майкопском районе Адыгеи», размещенная мной на «Фэйсбуке» в группе Forumcaucasus.com вызвала множество замечаний, суждений и вопросов. 


Могут ли черкесы одновременно быть наследниками Майкопской и Хаттской культуры?По мере их поступления я, человек, в общем-то неохотно вступающий в дискуссии, постарался дать свои ответы. Надеюсь, даже если они и не покажутся верными, все же сочтутся интересными для большинства посетителей интернет-ресурса Натпресс.


Дискуссия, разумеется, не могла быть дана в полном объеме, она и не закончена, но главные моменты – в отредактированном виде – здесь переданы. 

ფარებახეული მოფარიკავე: Если ваши предки били хетты, и они жили на территории сегодняшней Турции, тогда при чём тут Майкопская культура, которая существовала до Хеттской цивилизации? Если ваши предки были хетты, и они пришли на Кавказ, тогда получается, что вы не имели никакого отношения с Майкопской культуре, которая существовала гораздо раньше, чем хетты. Так что сначала определитесь, вы потомки хеттов или Майкопской культуры?

Аслан Шаззо: А нельзя допустить, что проточеркесы (хатты) жили и там, и здесь? Туда пришли неситы (арийцы), смешались с хаттами и превратились в хеттов. Когда же Хеттская держава была разгромлена, хетты ушли (в основном) в Европу, а остатки хаттов (уже в виде кабардинцев) вернулись на Северный Кавказ.

ფარებახეული მოფარიკავე: Нет, потому что один народ не может возникнуть в разных уголках мира. Вот, например, осетины: никак не могло быть двух Осетий, северной и так называемой «южной», потому что между ними стоял Кавказский хребет, где до Рокского тоннеля не было никакой связи между южными и северными. То же самое и тут, как может один и тот же народ жить и там и тут? Ведь между ними не было бы никаких связей. 

Повторяю, и хетты, и хатыт были гораздо позже Майкопской культуры, то есть, когда была Майкопская культура, не были на свете ни хаттов, ни хеттов. И если хетты и хатты предки черкесов, тогда какую связь имели бы черкесы с Майкопской культурой? Я думаю, что Черкесы имели связь с Колхидской культурой, как её часть вместе Картвельской. То же самое можно сказать о связях дурдзуков и картвелов с Иберийской культурой.

Аслан Шаззо: Я могу повторить то, что уже сказал. И добавить – в нартском эпосе черкесов сохранились песни, рассказывающие о войнах хаттов с египтянами. Причем в них называются правильные имена как правителей Египта, так и правителей Хеттского царства.

ფარებახეული მოფარიკავე: Эпос – это одно, а реальность – это другое, Никто не сможет доказать, что «Нартский эпос» – чисто черкесский, что его не переняли откуда-то. Или наоборот, например, абхазский «Абрскил» – это грузинский «Амирани». Библия, Коран, Тора – это комбинация ещё древнейшей религии, и даже комбинация нескольких из них.

Аслан Шаззо: С другой стороны, есть легенды о возвращении из-за моря. Есть и так называемая Майкопская плита. На ней надпись об основании на месте нынешнего Майкопа крепости. Примерно 3200 лет назад. И это уже «документальное» свидетельство возвращения. В записи указывается имя царского отпрыска, которое известно в истории.

ფარებახეული მოფარიკავე: Факт тот, что я написал выше. Вам надо определиться, вы или потомки хеттов, или хаттов, или наследники Майкопской культуры. Сидеть на двух лошадях сразу не получится, она убежит, а вы упадете на поле.

Аслан Шаззо: Это определено до нас. И до вас. Не вами и не нами.

ფარებახეული მოფარიკავე: Вообще то было «большое переселение народов». Например, у Басков тоже есть такие легенды, но реальность всё это или легенда, один Бог знает. В вашем случае просто что-то не так, одни утверждают одно, а другие – другого, а мы не понимаем, где правда.

ფარებახეული მოფარიკავე: Вот, например, в античном мире было две Иберии, Кавказская и Пиринейская. Но обе они были разные, жили разные народы, и не имели друг к другу никакого отношения. Не было никакого соприкосновения, у них была другая культура, у нас совсем другая, и язык, и традиции. И глупо будет утверждать, что они были одним народом.

Аслан Шаззо: От берега Сочи до берега Трабзона или Самсуна можно добраться очень даже легко. И можно было даже в глубокой древности. Да и Кавказский хребет, почему должен был стать для человека непреодолимой преградой?

ფარებახეული მოფარიკავე: Если вы были потомки хетов, и после переселение народов пришли на Кавказ, там уже была Майкопская культура. Но она до вас прекратила существование, значит, получается, что вы не имеете к ней никакого отношения. А если по другой версий вы наследники Майкопской культуры, то есть, если вы создали Майкопскую культуру, тогда получается, что хетты не имели к вам никакого отношения. 

К примеру, там, где сегодня находится историческая Азербайджан (не Иранский, а наш), там раньше была Кавказская Албания, Кавказские албанцы не имели никакого отношения к Азербайджанскому народу, потому что Кавказские албанцы говорили на иберийско-кавказском языке, а азербайджанцы, как известно, тюрко-язычные.

Аслан Шаззо: Меня эти параллели ни в чем не убеждают…

Аслан Шаззо: Есть многие свидетельства того, что Кубань была местом постоянного жительства проточеркесов. Затем, когда произошел демографический взрыв, частью народа были освоены новые земли (ранее считавшиеся непригодными). Позднее, после падения царства, состоялось возвращение некоторой части народа. Хотите вы этого или нет, но все говорит за такое развитие событий.

Ahmâd Sılpağâr: Хатты, основатели древней цивилизации, о их языке ничего достоверно не известно... Предполагают, что язык их прото-индоевропейский… а может прото-тюркский? А может протокартвельский?.. 

Но точно известно, что они хорошие камнетёсы и строители – сохранились от них каменные архитектурные памятники которым 3000 лет… Но на этнической территории адыгов в горной территории современного Краснодарского края, где адыги долго проживали вплоть до середины 19 века НИКАКИХ каменных домов крепостей башен и т.д. НЕ сохранилось...

Аслан Шаззо: Это устаревшая информация. Минимум на 20 лет. В Майкопе в начале 90-х годов прошло несколько научных мероприятий, посвященных, во-первых, хаттской теме в нартском эпосе, во-вторых, связям между хаттским и современными адыго-абхазскими языками. Дешифровка записей на хеттском языке была начата раньше, но и, как выяснилось на этих мероприятиях, велась она по хаттским надписям. 

Я был на двух из этих мероприятий. Присутствовал на них российский ученый, по-моему, английский, французский, точно помню, канадский, штатовский, польский, чешский. Были, разумеется, ученые с Северного Кавказа, в первую очередь из КБР, были также абхазы. То есть, если задаться целью, то сейчас в интернете можно «накопать» много материала на эту тему – как чисто научного, так и научно-познавательного. 

Например, со статьями Джона Коларуссо, который был на этих мероприятиях.


Ahmâd Sılpağâr: Пусть Джон Коларуссо и Аслан Шаззо для начала серьезного изучения адыгского нартского эпоса объяснят наличие в алтайском языке слова Нарт в значении богатырь.

Аслан Шаззо: Только нервничать не надо. Я могу – вместо Коларуссо. На черкесском слово «нарт» легко этимологизируется. И смысл за ним естественный – человек. То есть, получается следующее: древний тюрок, появившийся на Алтае, а именно это место указывают ученые как его прародину, гоня впереди себя свой скот, достиг Кубани. И он встретил здесь нартов, с их точки зрения – просто людей, а в глазах пришельцев – богатырей. 

Вот он попас сколько-то скот, соскучился и вернулся домой. И унес с собой понравившийся ему образ, а заодно и сказание.

Ahmâd Sılpağâr: Дайте-ка этимологию «нарта» с адыгейского языка... (черкесы – тюрки, не путайте с адыгами)... Нарт Сосруко Ерюзмек и все главные герои прозрачно этимологизируются с карачай-балкарского... Но все же интересно адыгскую «этимологию».

ფარებახეული მოფარიკავე: Aslan Shazzo Тогда получается, что ни хетты, ни хатты не были вашими предками.

Аслан Шаззо: Ahmâd Sılpağâr http://www.natpressru.info/index.php?newsid=5604 

Ahmâd Sılpağâr: Очень «убедительно» через обще-тюрское слово «ана-анэ» этимологизировать слово «нат» А потом заявлять что «нат» означает «нарт»... Это и есть уровень адыгской науки… Нарт это без всяких изменений, в таком виде существует в карачай-балкарском и далеком алтайском языках с одинаковым значением Богатырь... Исходное слово Нар – Солнце… Древние тюрки были солнцепоклонниками… 

И слово Ана – мать есть в карачай-балкарском и алтайском и древне-тюрских языках. Существуют различные варианты от этого слова Анай Ання Эни Анна Нана Няня Нена и т.д. и т.п... Все у вас заимствованное у своих соседей карачай-балкар и Нарты и ваши собственные имена (Аслан) и фамилии и название одежды, и имя народа черкес кабар и т.д. Но признать очевидное не хватает ни честности ...

Аслан Шаззо: Понесло... Но вернемся к нашим баранам. Тюрки очень молодой народ по сравнению с адыго-абхазами. Поэтому не говорите, что слово «анэ» не адыгское.

Аслан Шаззо: По порядку не во всех тюркских языках слово «мать» образовано на основе «анэ». Есть якутский, где оно звучит «ийэ». «Все у вас заимствованное у своих соседей карачай-балкар», - пишете вы. Не все. Например, у нас в алфавите 68 букв, звуков значительно больше, в карачай-балкарском букв 37. Значит, они в черкесском не из карачай-балкарского. 

Слово «аслан» предположительно тюркское, так пишут этимологи. Фамилии, названия одежды, и там, и здесь есть взаимные заимствования, но не односторонние. «Черкес», «кабар» – не факт, очень даже не факт, что ваше толкование точнее. Это все к упреку в недостаточной честности.

Guram Tsitlidze: Аслан, вот я всегда чисто ради интереса задаю один вопрос, и никто мне не отвечает. Даже у современной науки нет однозначного ответа. Именно к этому вопросу она не относится, но все равно. Вот, по всему левобережью реки Кубани есть такие адыгейские топонимы, которые указывают на след грузин. 

Например: река Курджипс – река грузин (ад.), Курдж ниб – грузинский луг (ад.) находится у краснодарского водохранилища (раньше там река Марта впадала в р. Кубань), есть поселок Курджиново – явно русифицированное адыгейское слово указывающая на что-то грузинская (находится на верховьях реки Лабы). Есть Соне имез – сванский лес (ад.), Сончтх – сванский хребет (ад.) (находится 25 километров севернее г. Сочи) и на этом Сончтх есть местечка Сонч – что-то сванское (ад.). 

Я не говорю о тех топонимов, которые имеют очень большое сходство к грузинским словам – например, река Лаба. На сванском Лабна это источник. Есть еще много параллелей. Есть еще и нарративные источники, которые повествуют о присутствии грузин на северо-западе Кавказа – Менандр протиктор, барон Герберштеин. Еще есть и исторические карты. Вы слышали об этих сведениях? 

Я лично запутан. С одной стороны Палеолингвистика и антропология утверждают о древнейшем происхождении адыгов и об их обитании на Кавказе, но письменные источники довольно скудны о древнем прошлом этого народа. Я правда ради интереса спрашиваю. Поймите меня правильно.

Guram Tsitlidze: Мой вопрос заключается в чем?! Возможно ли утверждать, что грузины некогда жили на северо западе Кавказа и если да, то когда это было?